Антикоррупционная экспертиза

proxy.imgsmail.ru

Независимая антикоррупционная экспертиза проектов НПА

На основании статьи 5 Федерального закона от 17 июля 2009 года №172-ФЗ ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ независимая антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.

N 172-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ

ПРАВОВЫХ АКТОВ

 

Принят

Государственной Думой 3 июля 2009 года

Одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года

Список изменяющих документов (в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 21.10.2013 N279-03)

 

Статья 1

 

1.   Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные
основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их
последующего устранения.

2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов
(проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя
необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного
применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие
неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и
организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

 

Статья 2

 

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1)      обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов
нормативных правовых актов;

2)   оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3)   обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4)   компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5)     сотрудничество    федеральных    органов    исполнительной    власти, иных

государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее – органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

 

Статья 3

 

1.    Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов) проводится:

1)   прокуратурой Российской Федерации – в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом “О прокуратуре Российской Федерации”, в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

2)   федеральным органом исполнительной власти в области юстиции – в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;

3)   органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

2.      Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят
антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их
должностных лиц по вопросам, касающимся:

1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

2)     государственной и муниципальной собственности, государственной и
муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного,
земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о
лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность
государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской
Федерацией на основании федерального закона;

3)  социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или
муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

3.   Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит
антикоррупционную экспертизу:

1)        проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, – при проведении их правовой экспертизы;

2)        проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, – при проведении их правовой экспертизы;

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 21.10.2013 N 279-ФЗ)

3)  нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных
государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности
человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих
межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и
муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных
образований – при их государственной регистрации;

4)   нормативных   правовых   актов   субъектов   Российской   Федерации   – при мониторинге  их  применения  и  при  внесении  сведений  в  федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

4.   Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную
экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых
актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

  1. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
  2. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, проводится органами, организациями, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов.

(часть 6 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

  1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, полномочия которых при реорганизации и (или) упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов, (часть 7 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
  2. При выявлении в нормативных правовых актах реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций коррупциогенных факторов органы, организации, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на исключение из нормативного правового акта реорганизованных и (или) упраздненных органа, организации коррупциогенных факторов.

(часть 8 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ) Статья 4

1.  Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых
актов) коррупциогенные факторы отражаются:

1)    в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;

2)    в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее – заключение).

 

  1. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
  2. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования

и учитывается в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией.

  1. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

4.1. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят обязательный характер. При выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации, (часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

  1. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

  1. Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ) Статья 5

  1. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

  1. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
  2. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

 

Президент

Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль 17 июля 2009 года N 172-ФЗ